В миллиарде световых лет от нас сразу три галактики со сверхмассивными черными дырами в центре готовятся к слиянию

Космическая рентгеновская обсерватория Chandra, запущенная NASA летом 1999 года, обнаружила совершенно уникальное для астрономии явление: примерно в миллиарде световых лет от Земли сразу три галактики сливаются друг с другом, при этом каждая из них в центре имеет сверхмассивную черную дыру.

Группа астрономов под руководством сотрудника Университета Джорджа Мэйсона Райана Пфайфля искала в космическом пространстве объекты, в которых сливаются галактики или сверхмассивные черные дыры, составляющие в массе миллионы и даже миллиарды солнц. В ходе таких процессов происходит массовая смерть светил, поглощение больших потоков газа и пыли.

В интернете есть доступный для каждого пользователя специальный архив Galaxy Zoo, где собраны все подобные объекты, снятые при помощи телескопа SDSS, который находится в южной части Соединенных Штатов Америки. Кто любит астрономию и заниматься любительской исследовательской работой, тот может совершенно бесплатно установить на свой компьютер ПО, при помощи которого появляется возможность принять участие в поиске новых фотографий, путешествуя по лабиринтам богатой онлайн-библиотеки. Именно так была открыта эта удивительная тройная система SDSS J0849+1114, изучением которой сейчас занимается команда Пфайфля.

Чтобы детальнее исследовать SDSS J0849+1114, астрономы использовали и другие телескопы. Они очень удивились, когда обнаружили сразу три сверхмассивные черные дыры, расстояние между которыми составляет от 10 до 30 тысяч световых лет. Скоро в популярном тематическом издании The Astrophysical Journal появится подробная статья об этом.

Как полагают специалисты, третья черная дыра должна ускорить процесс слияния двух ближайших друг к другу. В итоге весь этот процесс может вылиться в появление единого гигантского объекта.